Настоящий документ описывает структуру и порядок разработки политики организации в области качества.
Верхний уровень иерархии документации системы менеджмента качества составляют политика и цели в области качества, которые и определяют эффективность ее функционирования. Политика и цели предприятия в области качества могут непосредственно излагаться в тексте соответствующего раздела Руководства по качеству, либо оформляться самостоятельным документом.
Политика в области качества – общие намерения и направления развития организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
Международные стандарты (МС) ИСО серии 9000:2000 года устанавливают новые подходы к разработке политики в области качества. Согласно п. 5.3 МС ИСО 9001:2000 «Политика в области качества» – высшее руководство организации должно обеспечить, чтобы политика в области качества:
Соответствовала целям организации;
Включала обязательство удовлетворять предъявляемые требования и постоянно улучшать эффективность системы менеджмента качества;
Создавала базу для установления и пересмотра целей в области качества;
Доводилась до сотрудников организации и понималась ими;
Анализировалась с целью постоянно поддерживать ее пригодность.
Политика предприятия в области качества должна согласовываться с общей корпоративной политикой и обеспечивать основу для постановки целей в области качества. Цель – это то, чего добиваются или к чему стремятся. Цели качества служат ориентиром в управлении организацией. Они определяют предполагаемые результаты и необходимые ресурсы для достижения целей. Поэтому цели должны поддаваться измерению и быть реально достижимыми.
Достижение целей в области качества может иметь позитивное воздействие не только на гарантии качества продукции, но и на удовлетворенность заинтересованных сторон, внутренних и внешних потребителей.
Цели в области качества должны учитывать ожидания потребителей, быть достижимыми в течение определенного времени и обладать следующими признаками добротности целей:
– Конкретность;
– Измеримость;
– Достижимость;
– Целесообразность;
– Временная ограниченность;
– Вовлеченность сотрудников.
Целесообразно при разработке политики в области качества включать в нее следующие положения:
Цели предприятия на период 3 – 5 лет, выраженные в конкретных, измеримых показателях;
Обязательства руководства обеспечивать соответствие и постоянное повышение результативности системы менеджмента качества;
Ориентацию на потребителей и обязательства выполнения его требований (а также законодательно установленных требований).
Объем политики должен быть таким, чтобы ее можно было разместить на одном машинописном листе. Текст политики должен состоять из четких логических частей и содержать от 8 до 20 смысловых тезисов.
Текст должен излагаться простым и ясным языком, способным оказать соответствующее эмоциональное воздействие на любого прочитавшего политику человека: от родового сотрудника самой организации до руководителя крупной фирмы — потенциального партнера.
При разработке политики следует избегать пустых лозунгов, которые невозможно подкрепить реальными действиями (конкретными количественными целями).
Объем политики должен быть таким, чтобы ее можно было разместить на одном машинописном листе. Текст политики должен состоять из четких логических частей и содержать от 8 до 20 смысловых тезисов.
Текст должен излагаться простым и ясным языком, способным оказать соответствующее эмоциональное воздействие на любого прочитавшего политику человека: от родового сотрудника самой организации до руководителя крупной фирмы — потенциального партнера.
При разработке политики следует избегать пустых лозунгов, которые невозможно подкрепить реальными действиями (конкретными количественными целями).